“Роснефть” не настаивает на вхождении в уставный капитал «Транснефти» , но предлагает долевое участие в новых нефтепроводах потребителей услуг – нефтедобывающих компаний за счет их инвестиций, сообщил источник в нефтяной компании.
“Решение вопросов оптимизации затрат и инвестиционных программ «Транснефти» возможно только при условии участия потребителей услуг – нефтедобывающих компаний. Согласно предлагаемой логике, любая новая транспортная магистраль должна стать достоянием тех, кто прокачивает по ней законтрактованные объемы нефти. По сути, это пропорциональное долевое участие. Внесенные предложения не распространяются на «советское наследие», которое исторически перешло в пользование «Транснефти», – пояснил источник в “Роснефти”.
В среду газета “Ведомости” со ссылкой на письмо президента «Роснефти» Игоря Сечина, направленное премьер-министру Дмитрию Медведеву 31 января, написала, что “Роснефть” предложила правительству рассмотреть возможность привлечения инвестиций для развития системы магистральных трубопроводов за счет дополнительной эмиссии обыкновенных акций “Транснефти”.
Представитель “Роснефти” подтвердил, что компания вносила ряд предложений по данной теме, но отказался комментировать детали конкретного письма. Как заявил собеседник, “предложения «Роснефти», внесенные в правительство РФ, уже нашли отклик”. “В министерстве энергетики идет активная рабочая дискуссия на эту тему. Оптимизация затрат трубопроводной компании – это выбор в пользу лучших мировых практик и шаг навстречу всем без исключения нефтедобывающим компаниям России”. Представитель компании подчеркнул, что предложения, внесенные на рассмотрение в правительство РФ, были поддержаны сразу несколькими российскими нефтяными компаниями.
Источник в компании, знакомый с текстом документа, пояснил, что “cмысл предложений прост и продиктован реалиями ценообразования на прокачку нефти и нефтепродуктов”. Например, отметил он, Трансальпийский трубопровод (TAL) – это союз экономических интересов ряда нефтедобывающих компаний, а не доминанта одной транспортной компании, которая предлагает не более, чем услуги по прокачке.
“Монополия – это искусственная модель, при которой тариф на прокачку ставится во главу угла и якобы определяет не только порядок цен на транспортировку углеводородов, но и становится основой инвестиционной программы самой «Транснефти». Это болезненный критерий, который позволяет одной транспортной компании зарабатывать на всех нефтяниках страны. Это парадокс, когда компания по оказанию услуги определяет ценовую картину. Переводя на язык анатомии, получается, что кишечник диктует правила игры всем жизненно важным органам – и сердцу, и мозгу, и печени”, – считает источник в “Роснефти”.
Как написали “Ведомости”, Сечину не нравится идея “Транснефти” расширить мощности ВСТО с нынешних 37 миллионов тонн в год до 80 миллионов тонн к 2020 году за счет увеличения тарифов на 16,2%. По его мнению, рост стоимости прокачки нефти в восточном направлении приведет к уменьшению выручки “Роснефти” и снижению налоговых поступлений в федеральный бюджет, поскольку цена поставок нефти «Роснефтью» в адрес CNPC предусматривает ее привязку к международным котировкам и не предполагает ее изменения в случае увеличения тарифа на транспортировку.
“Допэмиссия «Транснефти» – это лишь одна из возможных форм участия нефтедобывающих компаний в программе строительства новых веток трубопроводной системы. Это дискуссионное предложение. Дотирование средств в проекты развития и строительства должны найти отражение в рыночном эквиваленте доли усилий той или иной компании, т.е. в акциях. Но, подчеркну, что это является лишь предложением. Цели войти в уставный капитал и получить преференции нет. Нам ничего не нужно”, – подчеркнул собеседник.
Одобренная во вторник на совещании у Медведева инвестпрограмма «Транснефти» до 2020 года объемом 1,991 триллиона рублей состоит из двух частей: 663 миллиарда рублей пойдет на строительство новых объектов и 1,35 триллиона рублей – на реконструкцию трубопроводов. Из новых объектов 172 миллиарда рублей будет направлено на расширение нефтепровода ВСТО до 80 миллионов тонн к 2020 году, и ВСТО-2 – до 50 миллионов тонн к этому же сроку.
|