Специалисты международного рейтингового агентства Moody's полагают, что требование Дании провести дополнительную экологическую экспертизу по морскому участку газопровода «Северный поток — 2», который должен пройти через ее территориальные воды, может привести к задержке в сроках реализации проекта.
Дания прекрасно понимает, что ее требования нацелены на то, чтобы затянуть сроки реализации проекта. Их просили выдать либо разрешение, либо отказ, но они ничего не выдали, а сейчас просят провести дополнительные исследования по воздействию на окружающую среду. Дания отдает себе отчет в том, что если такое исследование проводить, то придется притормозить строительство, и морскую часть газопровода не достроят к концу 2019 года.
Если ситуация в ближайшее время не изменится, «Газпром», скорее всего, пойдет на строительство той части газопровода по обходному маршруту, что примерно на 80-90 километров длиннее, при этом к концу 2019 года газопровод будет достроен. Но потом Дания может сказать, что она не отказывала, хотя в реальности заявки были поданы еще в мае 2018 года.
Дело в том, что на Данию надавили США, заставив принять закон о том, что эти заявки можно рассматривать не только с точки зрения вреда окружающей среде, но и с точки зрения угрозы для национальной безопасности. Но закон этот был принят только в июле 2018 года, а заявку подали до этого, поэтому новый закон датчане применять не захотели, но и согласие на строительство в территориальных водах не выдали.
Дания, находясь между молотом и наковальней, придумала изящный ход, выдвинув требования по проведению новых экспертиз. Поэтому оптимальным будет строительство морской части по обходному маршруту. Это будет быстрее, чем проводить запрашиваемую экспертизу, а скорость для «Газпрома» сейчас — это самое важное.
Я думаю, что морскую часть «Северного потока — 2» с учетом обходного маршрута вокруг территориальных вод Дании успеют достроить до конца текущего года, вопрос в том, успеют ли достроить сухопутную часть.
|